Его индивидуальность превосходила те возможности, которые предоставлял ему инструмент, была шире самого понятия о мастерском владении инструментом
(Пьер Булез)

Играет ли он Баха или Шостаковича, Бетховена или Скрябина, Шуберта или Дебюсси — каждый раз слушатель слышит как бы живого, воскресшего композитора, каждый раз он целиком погружается в огромный своеобразный мир автора. И все это овеяно «рихтеровским духом», пронизано его неповторимой способностью проникать в самые глубокие тайны музыки!
(Генрих Нейгауз)

Рихтер знаменует высшую ступень в поисках музыкальной истины, и в то же время он всегда был готов, подобно ребенку, удивляться любой «неожиданности», вдруг открывавшейся ему в Музыке, Природе, Жизни
(Риккардо Мути)

Все попытки подобрать рациональный ключ к таинственной природе гения бессмысленны: мы никогда не найдем форму одаренности... Он больше чем пианист, его проблемы располагаются на уровне более высоком... они возникают и решаются на стыке искусства, науки и философии, в точке, где единая истина выражается универсально и всеобъемлюще
(Альфред Шнитке)

Святослав Рихтер и Ирина АнтоноваСвой первый концерт в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на Волхонке Святослав Рихтер сыграл 14 апреля 1949 го­да. Он исполнил две сонаты Бетховена. Нина Дорлиак пела песни Шуберта. Со временем мы поняли - это не случайность, это был знак судьбы.

Судьба подарила мне счастье знать, видеть великого музыканта и иногда принимать участие в осуществлении некоторых его замы­слов. Он открыл мне миры, в которые я никогда не нашла бы дорогу без него. Он ничего не делал для того, чтобы так случилось. Просто он иногда был рядом. Мне доводилось наблюдать его беседующим с друзьями, на репетициях, слушать его игру. Я видела его радост­ным и необыкновенно грустным, просветленно возвышенным, а ино­гда удручающе несправедливым, ликующим и устрашающе гнев­ным... В общем, как все, как у всех... Но только во всем был другой, нездешний масштаб, нездешняя свобода и сила изъявления, не­здешняя глубина проникновения в самую суть.

Прошло много лет с тех пор, как Святослав Рихтер пришел в Му­зей. Он стал частью его истории. Его присутствие придало нашему Дому новое измерение. Он принес новый мир, новые идеи. И при­знал нас.

Теперь его Дом на Большой Бронной по завещанию Нины Львовны Дорлиак стал частью Музея.

И мы свято храним традиции Дома Святослава Рихтера.

Ирина Антонова

 

Хроника жизни и творчества в датах

Святослав Рихтер1915, 20 марта
Святослав Рихтер родился в Житомире. Отец, прекрасный музыкант, не занимал­ся систематически музыкой с сыном. Уни­кальный случай - до двадцати двух лет один из величайших пианистов XX века оставался самоучкой

1921-1937
жил с родителями в Одессе

1932-1937
работал концертмейстером в Одесской филармонии, с 1934-го - в Одесском теат­ре оперы и балета. На протяжении всей жизни Рихтер поражал своими феноме­нальными знаниями оперной литературы, увлекался музыкой Р. Вагнера, оперы ко­торого помнил наизусть

1934
первое сольное выступление в одесском Доме инженеров. В программе произведе­ния Ф. Шопена.
По свидетельству Рихтера, он «готовил се­бя к дирижерской деятельности. Но в по­следний момент [...] дирижерский дебют в опере сорвался»

1937
поступил в Московскую государствен­ную консерваторию им. П.И. Чайковского в класс профессора ГГ. Нейгауза

1940, 30 декабря
первое выступление с симфоническим ор­кестром (Первый фортепианный концерт П.И. Чайковского с Государственным сим­фоническим оркестром под управлением К. Иванова), которое положило начало ре­гулярной концертной деятельности

1943
встреча с певицей Ниной Дорлиак, став­шей спутницей жизни Святослава Рихтера и его партнером по сцене. Маршрут первых гастрольных туров: Во­логда-Ленинград-Мурманск-Архан­гельск; Тбилиси- Баку-Ереван-Сухуми

1945, 25 марта
первое выступление с Н.Л. Дорлиак (ав­торский вечер С.С. Прокофьева в Малом зале Консерватории). Победа на III Всесоюзном конкурсе музы­кантов-исполнителей, единственном кон­курсе, в котором Рихтер участвовал

1947
окончил Московскую консерваторию с зо­лотой медалью

1950
первые зарубежные гастроли в страны Восточной Европы

1952
московская премьера Симфонии-концерта С.С. Прокофьева. Солист- М.Л. Ростропо-вич, за дирижерским пультом - СТ. Рихтер

1958
член жюри I Международного конкурса имени П.И. Чайковского

1960,октябрь-декабрь
первые гастроли в США и Канаде

1961
начало гастролей в Западной Европе

1964
открытие ежегодного международного фестиваля «Музыкальные празднества вТурени», в котором Рихтер принимал уча­стие до 1993 года

1970
первые выступления в Японии

1981
вместе с Ириной Антоновой Святослав Рихтер создал в ГМИИ им. А.С. Пушкина фестиваль «Декабрьские вечера»

1986,1988
совершил два гастрольных турне, в гео­графию которых входили север Европей­ской части страны, Поволжье, Украина, Урал, Казахстан, Сибирь и Дальний Вос­ток (с заездом в Японию)

1993
по инициативе Рихтера были организо­ваны музыкальные фестивали в Тарусе -его любимом месте на Оке

1993, декабрь
последнее выступление в России на фес­тивале «Декабрьские вечера»

1994, март
последнее выступление в Токио. В про­грамму концерта были включены три фор­тепианных концерта Моцарта

1995, март
последний концерт Рихтера в Германии

1997, 1 августа
Святослав Рихтер скончался

1997, 4 августа
гражданская панихида в Итальянском дворике Государственного музея изобра­зительных искусств имени А.С. Пушкина.

С.Т. Рихтер похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Сайты Музея