Гармония и контрапункт. Россия-Германия XIX век

Программа:

Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера XXIII. Гармония и контрапункт. Россия-Германия, XIX век» является частью государственной культурной программы «Российско-германских культурных встреч 2003-2004».

«Декабрьские вечера» — музыкальные фестивали, приуроченные к выставкам и созвучные им, проводятся в музее с 1981 года. Идея синтеза искусств принадлежала выдающемуся музыканту современности С.Т. Рихтеру и директору ГМИИ им. А.С. Пушкина И.А. Антоновой. Участники «Декабрьских вечеров» — это выдающиеся музыканты, режиссеры, артисты, поэты современности.

Для русской и немецкой музыки XIX век — это период расцвета, великих композиторских имен. Русская школа не только впитывает влияния классической западноевропейской музыки, но во второй половине столетия и сама входит в поле зрения западноевропейских композиторов, нередко также испытывающих отныне ее воздействие.

XIX век ознаменовался всемирным признанием русской национальной композиторской исполнительской школы, в формировании которых значительную роль сыграли Германия и ее музыка. Программа фестиваля, неотъемлемой частью которого является выставка русской и немецкой живописи, охватывающая период с начала XIX до первых десятилетий XX века, включает произведения крупнейших композиторов обеих стран — от Глинки до Рахманинова и Скрябина в России, от Бетховена до Р. Штрауса и Пфицнера в Германии. Программа стремится представить немецкую и русскую музыку в своего рода диалоге — в созвучиях, сопоставлениях, противопоставлениях — как явления эстетически параллельные, пересекающиеся или как одновременные, но при этом очень самобытные по духу, даже порой контрастные, но тем не менее существующие в общем культурном пространстве своей эпохи.

Наряду с известными произведениями, звучащими в филармонических залах, посетители услышат на «Вечерах» и произведения малознакомые, практически не исполняемые на концертной эстраде: это вокальные дуэты Шумана, Брамса, Мендельсона, песни Клары Шуман и Петера Корнелиуса, зингшпиль Мендельсона «Возвращение на родину», камерная опера Ребикова «Елка», фортепианный концерт Иоганна Гесслера — немецкого композитора и пианиста, тридцать лет прожившего в России, где он и умер. Его имя вписывается в ряд так называемых «русских немцев», чья жизнь и творчество оказались тесно связаны с русской культурой, в которую они внесли свой вклад.

Среди исполнителей, перед которыми стояла непростая задача в рамках одной программы или в общем «поле» фестивальной темы представить диалог — гармонию и контрапункт — немецкой и русской музыки (кстати, отметим, что среди выступающих много представителей Германии), мы находим имена уже известных слушателям «Вечеров» выдающихся исполнителей и замечательных мастеров, дебютирующих на этом фестивале. В большинстве своем — если не считать Анны Нетребко и Бориса Пергаменщикова — они неизвестны нашей публике и станут для нее настоящим открытием: это певцы Кристоф и Штефан Генц, Бернарда Финк, Мирей Деланш, скрипачи Кристиан Тетцлафф, Изабель Фауст, пианисты Ларе Фогт, Роджер Виньолес, Энтони Спири, Фоглер-квартет. Посетители фестиваля услышат и солистов «Геликон-оперы», также впервые участвующих в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера».

Выставки:

«Гармония и контрапункт». Россия — Германия. Живопись. XIX век.

Сайты Музея